Швеция - страна колючей проволоки
Написал когда-то давно для своего старого квазиблога. Там на него никто внимания не обратил, а мне упорно кажется, что это из наиболее удачных моих произведений. Сейчас, читая путевые зопески некоего польского журналиста, съездившего в Россию, вспомнил эту свою запись. Поскольку новое сегодня писать неохота, сегодня повтор. Переношу пост сюда. С сохранением лексики, хотя дал себе зарок тут не выражаться.
***********************************************************
В путевых заметках нашего времени самой большой популярностью, увы, пользуются экзерсисы разных, не побоюсь категоричного слова, мудаков типа небезызвестного Тёмы Лебедева. Особенно в этом плане не везёт такой специфической стране, как КНДР. Люди неискушённые начинают ахать, типа «Как же так можно жить?!», другие мудаки начинают потирать потные ручки «Ну так разве не всё было ясно?». Со вторыми и впрямь всё ясно, и в дискуссию с ними вступать нечего. А вот первым хочется напомнить, что данная писанина и её авторы чётко походят под старинную формулировку «Свинья везде грязь найдёт». Достаточное количество говна можно найти где угодно, даже в такой тихой и зажиточной стране, как Швеция. Не верите? Сейчас покажу.
Сразу уточняю, что в данном посте нет никаких фактологических передёргиваний. Всё там указанное я и впрямь видел собственными глазами. Ну а уж что интерпретация – дело авторское, ни для кого не секрет.
...............................................................
«О боже мой! Прямо днём!» - ахнула моя провожатая, аспирантка Лундского университета эстонка Триин. Здоровая жирная крыса отвалила от стенки небольшого ресторанчика и деловито поскакала прямо через улицу. Ну, насчёт дня Триин несколько промахнулась. Было ещё довольно светло, но на город уже опускались сумерки, скрывая заваленные газетными обрывками, битыми бутылками и огрызками яблок улицы. Собственно, засран город был изрядно. И ладно бы это был крупный мегаполис, полный приезжих. На арабов и негров как в Париже или Амстердаме тоже свалить нельзя. Дело происходило в небольшом (130 тысяч населения) университетском Лунде, наукам посвящённом месте. Так что гадили свои же, шведы, ну ещё соседи по странам ЕС (например, немцев и датчан в Лунде немало). Конечно, до срача, царящего утром 1 мая в Хельсинки, Лундскому было далеко, но с непривычки вызывало некую оторопь. Особенно смущал обоссанный подземный переход с отваливающейся кафельной плиткой на железнодорожной станции. И ведь это не какие-то быдляцкие кварталы. Центр города, в двух шагах от главного здания знаменитого университета.
Поскольку от щедрот Шведского государства, урезавшего нам финансирование по проекту примерно в 4 раза, было особо не разгуляться (баночка самого отвратного пива крепостью 2,8 градусов стоит около 50 рублей на наши деньги), из культурной программы в Лунде у нас были прогулки по городу и сидение в гостинице. Гостиница, несомненно, заслуживает отдельного описания. Это был старый состав из купейных вагонов, поставленный в тупик около вокзала.
Номера в нём – соответственно, купе тех самых вагонов. Тут надо оговориться, что купе (не знаю уж какого класса) в шведских поездах – совсем не то, к чему мы привыкли. Вся его площадь была метра два, от силы три. С одной стороны узенький проход, а с другой – буквально друг над другом три полки, лежать на которых можно только как в гробу. Сидеть просто нельзя.
И вот в такой номер поселили меня и моего друга из Тарту Меелиса Пяртеля. Поставишь в проход два рюкзака с вещами, после чего места остаётся только на то, чтобы одному человеку потоптаться на пятачке у входа. Ну или на то, чтобы поставить две пары ботинок. В углу есть накрытый фанеркой умывальник, но он всё равно не работает, так что годен только в качестве полочки для часов и мобильника. Впрочем, что мобильники или кошельки класть на полочки небезопасно, нас предупредила записка на входе - воруют-с.
Студентка, ехавшая со мной, увидев такие царские удобства, впала в некий ступор, а чуть попозже начала звонить в Петрозаводск своему бойфренду, хныча, чтобы тот её отсюда забрал. А ведь она жила в своём «номере» (вообще-то трёхместном) одна. Но это всё фигня, главное, дёшево. Всего чуть больше двух тыщ за номер на наши деньги. Правда, в эту стоимость не входит постельное бельё. Помните гостиницу «Экономическая» в книжке «Незнайка на Луне»? Думаете, Носов что-то выдумал? Ха! Принцип тот же самый. Не хочешь платить – спишь без простыни. Тут же и душ, работающий от монеток. Система в душе вообще экономична: нажимаешь на кнопку - на тебя секунд 20 льётся вода. Потом надо нажимать ещё раз. А хочешь, чтобы вода была тёплая – кидай монетку в одну крону, тогда вода будет тёплой в сумме около двух минут, после чего надо кидать вторую монетку. Зато холодной можно поливаться, сколько угодно – викинги моются бесплатно. Нету мелочи? Ну, дружище, твои проблемы… Да, кстати, душ (как и сортир) находятся через два вагона от твоего, так сказать, номера. Сортир не сделали платным, очевидно, только из соображений того, чтобы его тут же не завалили говном по крышу. Впрочем, с учётом вечно отсутствовавшей туалетной бумаги, это было и так нетрудно.
Сами вагоны издевательски носили имена, связанные с творчеством Сельмы Легерлёф, в частности, первый же из них назывался «Нильс Хольгерсон». Очевидно, при проектировании удобства учитывались как раз из потребностей данного персонажа, уменьшенного мстительным гномом. Слава Богу, мы провели в нём всего три ночи, а вот один мужик, ездивший на стажировку в Лунд, жил в нём почти полгода…
Несмотря ни на что, недостатка в клиентуре данный отель не испытывал. Когда мы ночевали в нём, вернувшись в Лунд с Эланда, там тусовался целый автобус датчан, прибывших не то на свадьбу, не то ещё на какое торжество. На беду, прямо в нашем вагоне кто-то из ихних тёток надушился каким-то исключительно едким парфюмом, так что амбре стояло всю ночь, хотя кто-то, не выдержав, распахнул настежь все окна. И всё равно, когда я вернулся домой, запах этого парфюма шибанул на меня от футболки, в которой я ночевал в этой, так сказать, гостинице, и от полотенца.
Ну, что курить в сем заведении нельзя, это меня уже мало удручало, как некурящего. Хотя курящему в Швеции можно только посочувствовать. Курить там нельзя почти нигде. Там вообще любят всяческие запреты. Помните, в перестроечное время, был такой журналистский штамп: «СССР – страна колючей проволоки»? Как вы думаете, что мне встречалось в Швеции чаще всего? Правильно, колючая проволока. Ну а теперь, как говорится в старом анекдоте, пойдут слайды… Почему так много с колючей проволокой? Да потому, что она попадается там на каждом шагу. Она там везде: в городах и в сельской местности.
На снимке сверху – колючая проволока прямо у обсерватории Лундского университета. А то, что можно принять за государственную границу с контрольно-следовой полосой на нижней фотке, так это всего-навсего оградка у пастбища в Нульгордене (Вестергётланд). Иногда, для разнообразия, по проволоке пускают ток, причём сразу по всем контурам, то есть организовано сие явно не ради коров.
Вот ещё...
О сельском хозяйстве разговор особый. На первых порах даже кажется, что всё с ним чик-пок, особенно пока не устал от однообразия ландшафтов Сконе (это типа родина Нильса Хольгерсона и часть Швеции, где производится, по некоторой инфе, 80% её сельхозпродукции. Первыми надоедают словно собранные из одного конструктора сельские домики. Вот вам один такой в Эстрегётланде, а вот совсем другой на Эланде.
Не, не думайте, что я подобрал пару похожих друг на друга домов. Именно так выглядят 90% шведских домиков от Сконе на юге до Норрботена на севере. Абсолютно одинаковые крыши, облицовка, беленькие наличники и выкрашены в практичный красноватый цвет. Я даже поинтересовался, почему их всех красят одинаково. Оказалось, данная красноватая краска была отходом медеплавильной промышленности, процветавшей в Швеции в средние века. Промышленности нет, а вот краска так и осталась. Равно как и художественный вкус шведского крестьянства. А я уж был готов поверить, что относительно окраски домов был некий циркуляр от одна тысяча шестьсот тридцать пятого года, который местные бюрократы блюдут до сих пор. Ну, о бюрократах шведских потом, если время будет.
Однообразие – это первая стадия. Ладно, ещё посмотрим на ихнее передовое сельское хозяйство. Сколько, помню, пропагандистского дерьма было вылито в конце 80-х на совковую колхозную бесхозяйственность, выражающуюся в ржавеющих на обочинах комбайнах и сеялках. Ну, вот вам этакий мини-репортаж из Деревушки Мелльбю на Эландщине. Вот мы проходим живописненькую калиточку в электрической изгороди (кстати, обратите внимание: предупреждение о том, что по проволоке пропущен ток, уже практически нечитаемо)…
Ба! Под открытым небом живописно разбросана ржавеющая сельхозтехника. В центре композиции – просто кучка мусора на камнях.
А на переднем плане, конечно же… йеп! Колючая проволока. Вот такой он, шведский социалистический рай.
А уж потом начинаешь замечать и другие фермы: со съехавшей крышей и выбитыми окнами. Забрасывают-с. Потому как рентабельность их лучшего в Скандинавии сельского хозяйства оставляет желать ещё много лучшего.
Вот тут деревня... была
Государство, конечно, поддерживает такие фермы на плаву, выделяя им некислые дотации. Всё равно бросают вот так дома, а молодёжь уезжает в город. А лучше – за границу. Будучи в Лунде, обратил внимание на офис компании «Тетрабрик». Ну, все её знают, она всем знакомые молочные пакеты производит, и она же владеет копирайтом на них. Фирма шведская. Но зарегистрирована уже давно в Англии. Причина – налоги, которые в Соединённом Королевстве намного ниже, чем в шведском дотационном раю.
От высоких налогов и цены в свейских магазинах. Для шведов ничего, у них зарплаты высокие (кого с работы не выгнали). А вот иностранцам уже несколько хуже (хотя нашим то мажорам хули, у них на всё один вопрос: «скольки?»). Одна женщина из нашей лаборатории, проведшая в Швеции несколько месяцев с ужасом вспоминает эти времена. О мясе в рационе сразу приходится забыть. По счастью есть ещё «ножки буша» или кого они там в Швеции. Надо ли уточнять, что Триин с мужем и малолетним сыном тоже спасают себя от дистрофии этими самыми ножками. Нам же в процессе поездки кроме ножек пришлось полакомиться ещё дешёвой гадостного вкуса бельгийской варёной колбасой, освежившей в памяти магистратуру в начале 90-х, когда я за пару лет такой колбасы нажил себе гастрит. Давно не видели? Съездите в Швецию, там такая ещё есть. Несколько подороже, чем у нас было, конечно.
Про пиво местное уже писАл (ударение можно, впрочем, спокойно переставить). В Швеции, как и в Финляндии, госмонополия на торговлю спиртным. Так что едущий в сию страну залить кари очи, оставь надежду. Спиртное (включая пиво крепче 3,5 градусов) только в магазинах systembolaget, только с понедельника по четверг, только до 18-00 местного времени и только по ломовым ценам. Ну, или в барах, по ценам ещё более ломовым. И в отличие от соседней Финляндии, ты его там «у русских» с рук не купишь. Помню одного белорусского инет-3,14здабола, который перечисление ужасов лукашенковского режима начал с того, что в Белоруссии пива после 11 вечера не купить. Ха! Съезди в Швецию, дурачок. Ибо там даже и на мочу, крепостью 2,8 градуса в 20-00 натягивают брезент в супермаркете. Пейте фанту, будьте бамбуча. Кстати, не вздумайте пиво пить на улице. Все пацаки там должны быть в намордниках. Хорошо, если соседи ваши добрые люди, и просто вас пресекут, вместо того, чтобы полицию вызвать. А то без полиции шведской душе никуда. В чём-то шведы сродни вот этим коровам: сидят себе за колючей проволокой с цаками в ушах, и смотрят добрыми пустыми глазами...
Помню, базарили с эстонками по дороге за жизнь. Триин мимоходом выдала фразу: «Ещё несколько лет назад у меня была иллюзия, что тут общество более здоровое»...
Можно ещё было и о своём написать, о системе охраны природы шведской там (кою лучше всего отображает вот эта фотка), об университетской жизни (живо напоминающей о пауках в банке. Меелис, послушав рассказы профессорши из Лунда, сказал: «А я думал, это у нас в Эстонии всё не слава Богу»), о закрывающихся биостанциях (нету денег на содержание), об отношении к сотрудникам из восточной Европы (бритоголовые не бьют, но в администрации тебе просто объяснят, что вы и так привыкли к низкому уровню жизни, так зачем вам зарплата выше 8 тысяч крон?), о профессорском быту (однокомнатный скворешник на первом этаже с совмещённым санузлом и звуковыми сопровождением в лице хора пьяных студентов в близлежащем общежитии), но это уже мало кому будет интересно. Скажем так, первоначальная идея съездить на постдок в Швецию у меня рассосалась, как рубец у доктора Кашпировского.
Электричка, увозившая меня прочь, пересекала Эресунд. За немытым окном тянулась дамба. Я не испытывал особого облегчения. Но и тяжести на сердце никакой не было. Впереди были долбаный Хельсинки и треклятый Питер.
…………………………………………………
Дочитавшим до этого места напоминаю: всё здесь написанное – чистой воды правда, хотя сам текст по себе – чистой воды пародия. Но тем не менее, кто, блять, поймёт его неправильно – пеняйте на себя.